Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии

Поиск
Хардбол Портал Статьи Походы Просмотр статьи

Три дня на Казбек

2016-7-15 11:42| Разместил: Макрон| Просмотров: 579| Комментарии: 0|Автор: Макрон

Описание: Как "Метель" ходила на г. Казбек

ДИСКЛЕЙМЕР! Занятия альпинизмом, скалолазанием, ледолазанием, горным туризмом и другими видами схожей экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни и требуют определённого уровня физической, психологической и технической подготовки.

Данный отчёт не является инструкцией по восхождению или по подготовки к нему.

«Три дня на Казбек»

Жанр: драма/комедия/приключения

В ролях: Макрон, Иван Николаевич, Антон, НАТО, Серёга-13-й

Режиссёр и автор сценария - ???

1 июля 2016 года мы, согласно утверждённому плану, сели в поезд Москва-Владикавказ и поехали в РСО. Ещё до отъезда нам приходили тревожные вести относительно погодных условий «там»: перекрытая селями ВГД, затопленный ливнями Ростов, отвратительный прогноза на саму гору, но отпуска были уже взяты, всё закуплено, решили ехать, несмотря ни на что. Как потом оказалось – это было ошибкой, которую мы, я надеюсь, больше не повторим, но кто ж тогда знал об этом…

В поезде всё протекало как обычно. Т.е. мы ели, ржали, спали. Единственной неурядицей было то, что НАТО и Серёга застудили горла под кондеем, но наш штатный врач Антон оперативно принял меры к лечению, использую волшебные таблетки и рассказы из своей лечебной практики. Даже не знаю, что действовало лучше…

3 июля

В 9 с чем-то утра 3 июля мы по расписанию прибыли в г. Владикавказ – столицу республики Северная Осетия – Алания. И уже на подъезде к вокзалу нас поприветствовал первый (но, как потом оказалось, увы, не последний) дождик.

Пока мы выгружались из поезда и шли до заказанного заранее Форда-Транзита, буквально за эти 5 минут дождик из дождика превратился в ливень. Сели, закинули наши рюкзаки и поехали в н/п Кармадон.

Кстати о рюкзаках – мой весил на старте 26-27 кг. Сам же я весил 84 кг. И это всё было достигнуто с большим трудом (и мой вес и вес рюкзака) и как оказалось – дальнейшее облегчение веса носимого груза только приветствуется. У других веса были несколько иные, но соотношение было у всех примерно одинаковое.

Ливень тем временем и не думал прекращаться. И уже минут через 20 после выезда из Владикавказа дорогу нам перекрыл свежесошедший селевой потом. Движение автотранспорта по дороге сразу встало, образовалась небольшая пробка.

Заселенная дорога

Но наш водитель не растерялся. Не став ждать МЧС, он по обочине, вразвалочку, переполз грязь и мы поехали дальше. А вот некоторые машины, при попытке сделать также, застряли.

При подъезде в Кармадону ливень внезапно прекратился. Появились даже намёки на солнышко.

Высадив нас у погранзаставы (ПЗ) (высота 1475 м), наш водитель уехал, оставив нам свой номер для обратной связи. Мы же пошли отметили погранпропуск, переоделись, послушали прогноз погоды от погранцов, который не предвещал ничего хорошего, узнали, что перед нами никого нет из восходителей, закинули рюкзаки и в ~12-00 двинули на Верхние Термальные Ванны (ВВ) вверх по тропе по Геландонскому ущелью. Так началось наше восхождение на Казбек.

Идти решили сначала в формате 50-10. Т.е. 50 минут идём, 10 – отдыхаем. Стандартный вариант для равнинной местности. Погода была нормальной, дождя не было, светило лёгкое солнышко. Но вокруг было полно облаков, вершин долины видно почти не было.

За первый переход дошли до посёлка Тменикау (высота 1711 м), пройдя 3 км и набрав 236 м высоты. Это был очень неплохой результат.

Мы в Тменикау

Затем за 40 минут дошли до поста погранцов, где нас ещё раз отметили и пересчитали. Высоты мы набрали при этом метров 60 ещё. Тут надо отметить, что на переходе от ПЗ до ВВ полно мест, где идёшь по почти ровной местности, а кое-где и вовсе – сбрасываешь высоту. Как следствие этого, потом приходится её конкретно набирать. Физически это не очень комфортно, т.к. профиль получается очень неравномерный, но что делать…

Пока нас отмечали погранцы, пошёл дождь. J Забегая вперёд, скажу, что он так и шёл с небольшими перерывами до самих ВВ. Лимит хорошей погоды мы т.о. очень быстро исчерпали…

Один из привалов по дороге на Верхние Ванны

В связи с дождём идти стало труднее, поэтому решили перейти на схему ходу 45-15.

Шли по-разному, то ускоряясь, то замедляясь, Порядок в колонне тоже менялся. Тропу потерять было нереально, поэтому шли каждый в своём темпе, оговаривая время очередного привала, где группа собиралась полность.

Также ждали всех в опасных местах, типо переправ через ручьи. А таких переправ было полно. Горы конкретно текли, вода заливала нас со всех сторон, плюс было много участков с мокрой высокой растительностью поэтому к середине маршрута ноги промокли у всех.

Где-то там же в районе середины перехода нам на встречу прошла большая группа восходителей из 7-9 человек. Хотя погранцы нас сказали, что впереди никого нету. Как мы поняли, они зашли на день раньше нас, утром 3-го их гиды сбегали налегке от ВВ на ледник Майли и поняв, что дальнейшее восхождение невозможно, повели всех вниз. Также по их словам выходило, что там впереди ещё есть группы (чуть ли не 40 человек!), но мы так никого и не встретили и не увидели до самого нашего спуска, были ли там реально эти восходители и если да, то куда они потом делись – мы не понимаем до сих пор.

В общем, разбежались мы быстро и пошли дальше. Шли, шли, шли, один раз устроили лёгкий перекус и в итоге в районе 7 часов вечера, после очередного крутого набора высоты мы таки вышли на стоянки у ВВ (высота 2248 м)! Уставшие, промокшие, немного прифигевшие от погоды и перепадов высоты, но довольные самим фактом такого удавшегося марша. Всего мы за 6 ч. 45 мин. прошли 13 км и набрали 848 м высоты. Это был очень хороший результат.

Под моросящим дождиком поставили лагерь, приготовили и съели ужин.

Потом пошли искупаться в самих Ваннах. Это было просто великолепно!

Так же познакомились с один местным товарищем, который пришёл сюда парой дней раньше с тремя детьми и просто отдыхал, купался, сливался с природой и ни о чём вообще не парился. Он, кстати, никаких 40 восходителей не видел, видел только, как встреченная нами днём группа уходила вниз.

Поотмокая минут 40, вылезли и пошли в палатки. Отбились в 21-30, темнота уже была полная, дождь продолжал моросить. Так закончился наш первый день восхождения.

4 июля

Ночью несколько раз просыпались, т.к. слышали, как с гор напротив и позади нас падают камни. Будильник поставили на 6 утра. Проснулись – дождь. Поспали ещё часок – дождь. Потом ещё часок – дождь. Наконец, в 08-30 дождь стал изморосью и мы стали вставать.

Ботинки просохли за ночь лишь частично, но в целом стали суше, чем были с вечера.

Приготовили завтрак, поели, умылись. Надо сказать, что там все эти процессы идут весьма небыстро. Стоянки разбиты на уровни, если что-то забыл в палатке, чтобы сходить и взять надо сначала пяток метров сбросить, потом набрать обратно. После третьего такого раза, начинаешься излечиваться от склероза.

Потом решили сделать закладку, заложив туда 2 приёма пищи и часть лишних ненужных дальше ходовых шмоток. Лично у меня таковых не было, я сразу брал всё по-минимуму, а вот у ребят - были. В итоге набралось 2 пакета с вещами и 1 пакет с едой. Закидали это всё камнями, стали сворачивать лагерь.

В итоге стартанули аж в 11-45, правда дождь прекратился совсем в этому времени. В этот день по плану должны были дойти до Креста на 3500 м, но вертикальная видимость кончалась где-то на ~3000 м дальше было сплошное молоко.

Нам туда, но видимости нет

Поэтому решили дойти для начала до промежуточных стоянок на 2700 м на лед. Майли.

За несколько минут дошли до моста через р. Геландон и по нему перешли её. Мостик был очень стрёмным, шли со страховкой.

Переходим р. Геландон

Дальше пошёл набор высоты сначала по травянистому склону, потом по каменистому. Где-то тут опять пошёл дождь.

Угол склона то уменьшался, то увеличивался, под ногами стала появляться неприятная сыпуха, более того, скоро мы уже вышли на сам ледник и, хотя открытого льда ещё не было, под сыпухой он был и по нему вся эта мокрая смесь отлично ехала под нами вниз.

Идём на лед. Майли

Местами вместо сыпухи были и каменные осыпи, в которых хватало «живых» камней. Они тоже хорошо ехали вниз.

В итоге часа в три дня мы вышли в тот район, где предполагалось нахождение промежуточного лагеря. Но найти его нам так и не удалось. Тропы на леднике уже не было по понятным причинам, а навигатор кидал нас туда-сюда на сотню и больше метров. Видимо, сказывались окружающие скалы и большое количество влаги в атмосфере. Возможно, даже вышли мы и верно, просто за зиму ледник смял это место.

Стали искать новое место для стоянки. Наверху молоко не развеялось, более того снизу, из долины, на нас стало подниматься такое же и было ясно, что скоро пропадёт и горизонтальная видимость. Ну а дождь и не планировал прекращаться.

Разница между фотографиями - 10 минут

Найти ровное место под 2 платки на леднике или на морене было не так-то просто. Везде был неровный лёд, камни, много ручьёв. Вставать рядом с большими трещинами также было нельзя.

В итоге к 4 вечера с трудом нашли 2 более-менее подходящих пятачка на льду на самом края ледника и, разравняв их ледорубами, поставили палатки на высоте 2751 м, набрав т.о. 503 м за 4 часа.

Не успели мы в них запрыгнуть, как нас накрыло облако, видимость упала метров до 20-30, дождь усилился.

Полежав пару часов стали думать, как и чем ужинать. Учитывая погоду, решили поесть прям в палатках, благо у нас всё для этого было.

Погода не менялась, решили ждать утра и там решать, что делать дальше. По прогнозам эти два дня (4 и 5 июля) должны были быть самыми хорошими в плане погоды. J Ясно было, что при такой видимости дальше никуда идти нельзя.

Вечером в палатке слушал такси и радиолюбителей Владикавказа. Несмотря на солидное расстояние, я их вполне чётко ловил.

Когда нам надоело их слушать, легли спать.

Найти ровное место под 2 платки на леднике или на морене было не так-то просто. Везде был неровный лёд, камни, много ручьёв. Ставать рядом с большими трещинами также было нельзя.

Когда нам надоело их слушать, легли спать.

5 июля

Утро 5 июля началось традиционно. Нет, не со стояка. А с дождя. К 8 утра он перешёл в изморось и мы вылезли из палаток.

Погода категорически не радовала. Вертикальная видимость так и не появилась, горизонтальная была, но из долины всё время пёрли облака.

Облака по вертикали и по горизонту

Решив, что стоять тут дальше смысла нету, стали собирать лагерь. Боты за ночь, естественно, не просохли, на леднике просушиться вообще почти невозможно.

Поев и собравшись, решили идти к точке подъема под скалами, в надежде, что может быть погода улучшится и тогда можно будет начать подъём. Ну, а если нет… Об этом мы старались не думать.

По треку нам надо было сначала пройти метров 200 вверх по леднику, чтобы потом пересечь главную продольную трещину по ледяному мосту, чуть вернуться назад и уйти под скалы.

В 11-05 мы выдвинулись, идя на кошках, дождь шёл, но был очень слабым, хотя вокруг клубились серые дождевые тучи.

Пройдя нужные 200 метров моста мы не обнаружили. Скорее всего, ледник его снёс. Пошли дальше, в надежде, что выше трещина будет уже и мы её перейдём.

Уперлись в другую, поперечную трещину, нашли переправу через неё, переправились, прошли ещё метров 200 и нашли место перехода через основную трещину. Перешли, пошли под скалы. Естественно мы подошли к ним уже не там, где надо было, а выше.

В этом месте мы внезапно обнаружили какое-то нереально большое количество старых сломанных лыж, креплений, палок и всякой лагерной утвари. При том, что мы никогда не слышали, чтоб тут кто-то массово катался на лыжах. Рельеф над нами совсем не располагал к катанию на горных лыжах. Откуда там всё это взялось мы так и не поняли. Также мы заметили, что там пахнет сероводородом и даже нашли одну коричневую трещину во льду.

Чтобы дойти до нужного нам места начала подъёма на скалы, нам надо было сначала спуститься метров на 300 вниз, чтоб было не так просто по данному мокрому рельефу.

Но главное было даже не это, а то, что вертикальная видимость так и не появилась, дождь усилился, тучи сгустились и даже горизонтальная видимость стала хуже. При этом при всё, по прогнозу это был 1 из 2 самых хороших дней плюс один резервный день мы уже потеряли, а не набрали ещё даже половины высоты.

Скалы же, по которым нам надо было подняться до Креста, имели уклон в ~60 град. и представляли собой сложное сочетание снега, сыпухи и голого камня, там не было промаркированной тропы и всё это было мокрым от дождей.

Нам надо туда, но видимость есть только метров на 100

Посовещавшись, приняли непростое решение отказаться от дальнейшего восхождения в силу высокого риска НС в связи с неподходящими погодными условиями. При том, что физически и технически мы вполне могли это осилить.

Быстро забравшись на какой-то ледяной бугор (2852 м), сделали снимок на память с флагом СПО «Метель» - всё таки даже сюда мало и редко кто заходит, а уж среди хардболистов и подавно – после чего быстро пошли вниз, т.к. впереди предстоял ещё непростой и долгий спуск.

Итоговое фото

Время было 12-20. Сначала мы без особых проблем дошли до края ледника, там сняли кошки и пошли дальше вниз, к мосту. Вот тут-то промокший насквозь рельеф стал играть с нами злые шутки – каждый из нас хотя бы по одному разу «прилёг на склон». А Ваня даже потянул какую-то связку под коленом, но пара колес обезболивающего ему быстро помогли.

Переправившись по мосту через реку обратно, мы вышли на ВВ. Время было где-то в районе полтретьего дня и надо было решать, что делать дальше.

Логично было отдохнуть до утра на ВВ, а утром двинуть в Кармадон, но т.о. мы бы теряли целый один день, т.к. заказать новые обратные билеты можно было в лучшем случае с погранцовского поста, раньше просто не было сотовой связи. И раз уж у нас не получилось восхождение, то всем хотелось использовать внезапно образовавшиеся свободные дни отпуска по-максимуму. Поэтому решлили идти сегодня, несмотря на то, что уже оходили 4,2 км вверх и вниз, набрав сначала 102 м высоты, а потом сбросив 604 м.

Переоделись, сняв лишние слои утеплителя, пошли забрать закладку. Там нас ждал не очень приятный сюрприз – почти все продукты погрызли мыши. Выходило, что хранить так можно только продукты в твердой, жёсткой таре, но именно такие продукты тру-альпинисты вверх не берут. Как быть – непонятно… Решили отложить решение этой проблемы до следующего раза.

Быстро поев, скинув часть продуктов, в 16-16 двинули вниз. Всё было вокруг мокрое, горы текли ещё больше, чем по пути наверх. Появилось много новых ручьев, старые – стали больше, местами тропы как таковой не было вообще, шли по грязе-водяным каналам.

Где-то к середина маршрута дождь кончился. Дошли до погранцов, нас там опять отметили, позвонили Ваниной жене, она заказала нам новые билеты: мне и Антону на поезд, остальным – на самолёт. Такое разделение было вызвано тем, что у нас оставалось очень много газа и ценных продуктов, на самолёт всё это либо не пустили бы вообще, либо был бы большой перевес. Также отзвонились водителю, он сказал, что заберёт нас через полтора часа от ПЗ.

Уже по сумеркам дошли до Тменикау и, бросив последний взгляд на верх долины и на Майли (облака там так и не рассосались), пошли в Кармадон.

На ПЗ прибыли в 20-45, отмотав, т.о., 17 с лишним км за день и сбросив в сумме 1377 м высоты. Успели попить чаю и в 21-35 нас забрала машина.

Пока ехали, узнали, что Владикавказ вчера опять залило, закидали по дороге одну яму камнями, чтобы более-менее нормально проехать и где-то в 11 вечера мы были на даче нашего водителя, который забесплатно нас там разместил до утра.

В 11 утра следующего дня он забрал нас и довёз кого надо до вокзала, а кого – до аэропорта.

Мы с Антоном часов 5 погуляли по городу, попали под уже ставший привычный дождик в районе монумента ВОВ, и в 17-46 поехали в сторону Москвы.

Что можно сказать в завершение моего рассказа? Несмотря на неудачное восхождение, сами эти три дня в горах всем очень понравились, стали более ясны дальнейшие пути нашего совершенствования как в плане физическом, так и в плане снаряжения и подготовки.

Несомненно, в следующем году мы повторим восхождение уже с учётом всех новых моментов. Надеюсь – оно будет успешным.

The end.

Мнения друзей (1 чел.)

Последние комментарии

Архив|Мобильная версия|Черный список|hardball.ru

GMT+3, 2017-10-19 10:25 , Processed in 0.012415 second(s), 8 queries , Apc On.